История трактора «Карлик»
Мало кому известным фактом истории тракторостроения в СССР является то, что первый трактор тут был запущен в 1920 году на заводе «Возрождение», который ранее принадлежал братьям-мастерам Шеффер и находился в городе Марксштадте на территории Республики Немцев Поволжья. Эта машина предназначалась для работ на мелких наделах советских крестьян и называлась «Карлик».
В первые годы после Октябрьской Революции в Советском Союзе очень сильно ощущалась нехватка сельскохозяйственной технике, ведь в дореволюционной России этим вопросам уделялось очень мало внимание. Промышленность росла бурными темпами, но большинство тракторов кроме известного «Запорожца» длительное время существовали только в виде конструкторских чертежей и набросков. Необходимо было организовать крупное производство тракторов, причем, на заводе такого профиля, где не пришлось бы вносить существенные изменения. Именно таким был признан завод конструктора-самоучки Я.В. Мамина в Балакове, который прежде специализировался на выпуске двигателей.
В итоге в 1922 году Мамину было выделено 120 000 рублей на организацию производства тракторов в стране и закупку немецкого оборудования. Но, когда партия оборудования уже проходила таможню, ситуация уже начала меняться и крупными центрами машиностроения становились такие города, как Ленинград, Харьков и др. В один из них планировалось перенести производство тракторов Мамина. Однако, Мамин добился все же того, чтобы основным местом производства стал завод в Марксштадте.
На основе популярного в то время трактора «Запорожец» конструктор разработал трактор «Карлик», который был более небольшим, обладал двухцилиндровым двигателем на 12 л. с., и отличался большей экономичностью по сравнению с «Запорожцем». В 1924 году трактор был направлен для испытаний в Тимирязевскую академию сельского хозяйства, где были отмечены многие его преимущества. Мамин продолжил работу над своей машиной.
Серийный выпуск «Карликов» был начат в 1927 году, но в т о время уже начались процессы коллективизации и стране нужны были более мощные и крупные тракторы. В итоге необходимый в 20-х годах «Карлик» так и не успел получить заслуженную популярность.