Почему продукты не могут найти дорогу домой
Чтобы выдержать конкуренцию с сетевым ритейлом, тюменским сельхозпроизводителям и мелкой рознице необходимо объединиться.
Итогам делового визита в Берлин была посвящена пресс-конференция с участием заместителя губернатора, директора департамента агропромышленного комплекса Владимира Чейметова, начальника регионального управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантелеева, президента Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуарда Абдуллина и генерального директора ООО «Клён» Елены Клименко.
По словам Владимира Чейметова, основной целью рабочей поездки было знакомство с немецким опытом продвижения на рынок продуктов местных производителей. В состав тюменской делегации вошли представители правительства региона, розничной торговли, логистических компаний, сельхозпредприятий. В ходе визита тюменцы изучали практические наработки немецких производителей по реализации своей продукции, посетили ряд магазинов формата «У дома», побывали на продовольственной ярмарке, а также встретились с заместителем бургомистра Берлина, курирующим вопросы торговли и сельскохозяйственного производства.
Начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев считает, что в плане развития рыночных отношений Россия в значительной степени повторяет немецкий опыт. Разница лишь в том, что в Германии продовольственный рынок развивался эволюционно, в течение многих десятилетий, а в нашей стране все преобразования происходят гораздо быстрее.
— В Берлине мы смогли увидеть то, что может в ближайшие годы случиться у нас, — сообщил чиновник. — В Германии сегодня наибольший сегмент рынка занимают крупные компании, а сеть небольших магазинов формата «У дома» неуклонно сокращается: только за последние годы с 23 до 10 процентов! В Тюмени пока ситуация не столь драматична, но и к нам активно заходят крупные сетевые компании, которые знают, как завоевать наш рынок. И надо признать: у них это хорошо получается.
— Дело в том, что вслед за мелкой розницей с рынка уйдет малый и средний сельхозпроизводитель, — добавил Эдуард Абдуллин. — В крупные сети крестьянские хозяйства поставлять свою продукцию не смогут из-за небольших объемов продукции, ее высокой себестоимости и многих других факторов. В итоге на продовольственном рынке может остаться несколько крупных сетей, которые будут диктовать условия производителям, тем самым снижая качество продуктов и ставя под угрозу само существование регионального сельхозпроизводства.
— Поэтому мы должны поддержать своего производителя и сохранить сеть небольших магазинов шаговой доступности, — продолжил Пантелеев. — Но для этого они должны объединить усилия. У немцев, кстати, имеются такие партнерства, и не только среди производителей, но и есть немалый опыт кооперации предприятий торговли и фермерских хозяйств. Причем инициатива исходит от самих предпринимателей, вкладывающих собственные средства в продвижение своих товаров. В Тюменской области многие владельцы магазинов «У дома», к сожалению, ведут себя далеко не так активно.
Владимир Чейметов также сообщил журналистам, что по итогам поездки уже проведено два рабочих совещания. В ближайших планах — создание некоммерческого партнерства, в которое войдут тюменские сельхозпроизводители, логистические компании и несетевая розница. Объединение должно выработать собственную стратегию рыночной конкуренции с сетевыми компаниями. А для того, чтобы она стала успешной, продовольственные товары местного производства в магазинах «У дома» должны быть качественными, натуральными, с короткими сроками хранения.
В Германии есть немалый опыт продвижения натуральных продуктов местных товаропроизводителей под маркой «Bio», регламентированной специальным законом. В Тюменской области сельхозпроизводители также могли бы поставлять подобную биопродукцию, при производстве которой не применяются химические удобрения и средства защиты растений: картофель, овощи, фрукты, ягоды.
Замгубернатора напомнил: в регионе действует более 160 личных подсобных хозяйств, для которых реализация небольших объемов качественной биопродукции может стать очень перспективным направлением развития. Крупным сетевым компаниям такой формат поставок вряд ли подойдет, а вот небольшим торговым точкам будет в самый раз.
— Мы готовы работать вместе с производителями, — заверила генеральный директор ООО «Клён» Елена Клименко. — Важно только четко определить объемы поставок, чтобы они гарантированно произвели ту или иную продукцию, а мы гарантированно ее реализовали. Подобное сотрудничество позволит сократить затраты на логистику, укрепит и сельхозпроизводителей, и местную розницу.
Андрей Пантелеев в свою очередь добавил: уже выбраны два магазина, которые будут полностью переориентированы на продовольственные товары местного производства. Если первый опыт окажется успешным, в следующем году будет создана региональная франшиза, приобрести которую смогут все предприниматели, заинтересованные в рентабельном малом бизнесе.
162,5 тыс. личных подсобных хозяйств специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции в Тюменской области.
Николай Боталов.