Аккуратный павильончик «Фермерское молоко» появился на троллейбусной остановке месяца два назад. В восемь утра уже светятся его широкие окна, и до девяти вечера, когда вокруг даже хлебные киоски закрылись, там застанешь и покупателей, и молочные продукты сегодняшнего завоза.
Очарование белого фартука
ПРИШЕЛСЯ этот магазинчик по душе нашему околотку. Очаровал какой-то давно забытой гигиеной и свежестью — продавщицы в белых фартуках! Творог, сметана — в витринах-холодильниках. Для молока, которое наливается из крана охлаждаемой цистерны, припасены новые пластиковые бутылки. Молоко, правда, не пастеризованное, зато натуральной жирности — около четырех процентов.
— Этому молоку доверяю куда больше, чем тому, что продают сельские бабушки и тетушки, — говорит мама двух малышей Лилия Смирнова, ставшая уже постоянной покупательницей в этом магазинчике. — Думаю, что на ферме не станут держать коров, больных лейкозом или туберкулезом, чтобы не заражать стадо.
Покупатели пенсионного возраста отмечают, что цены “почти, как в супермаркете, а вкус настоящий, базарный”. Литр коровьего молока стоит девять гривен, козьего — 25 гривен, 20-процентная сметана — 28 гривен за килограмм, творог в зависимости от жирности — 37-39 гривен. Меня заинтриговал ассортимент — тут тебе и сыр адыгейский, и козий молодой, и козий выдержанный, и сметанный десерт, не говоря уж о сливочном масле обычном и шоколадном. Для этого надо иметь, по крайней мере, мини-заводик. Впрочем, почему бы и нет, ведь визитка на двери магазинчика гласит: “Образцовое фермерское хозяйство села Острийки Белоцерковского района Киевской области”.
Чьи вы, козы, будете?
ЗВОНЮ в Острийки. Ярослав Коломиец, руководитель ООО “Острийкивское”, рассказал, что таких магазинчиков в Киеве открылось уже два десятка, но тут же огорошил: “Они не наши. Молочко наше, а магазины — нет”. Дальше больше: оказалось, что сметана, творог, все сыры, масло — “тоже не наши, мы им даем пока только молоко”. А коз в хозяйстве “Острийковское” вообще не держат. Вот такой сюрприз. Враз померкло очарование белого фартука. То-то в магазине мне не захотели дать телефон: “Не уполномочены, знаете, если каждый начнет звонить... Для газеты? Так вы легко сами узнаете по справочнику”.
Ярослав Леонидович тоже не признался, чье же это “Фермерское молоко”. Мол, есть человек, это его бизнес, но имени и контактного телефона назвать, извините, не могу. Чувствовалось, что эта тема для него неприятна. Не сказал, ни в каких объемах закупает у хозяйства молоко этот посредник, ни по какой цене. Коммерческая тайна. Заметил только: “Раз сдаю ему — значит выгодно”. А вот о самой ферме, где на днях установили новую доильную систему “Карусель”, и это даже показывали по телевизору, Коломиец рассказывал с удовольствием. Сейчас в хозяйстве 200 коров дойного стада, к весне будет 350, а на конец года — 500. Хозяйство сдает молоко также и на молокозавод. Какова закупочная цена у завода? Там сложный подсчет, говорит Коломиец, потому что литры переводят в килограммы, затем учитывается процентное содержание белка и жира, в результате получается 3,8-4,5 гривны за килограмм молока.
Автомат под окнами губернатора
–МОЛОКОЗАВОДЫ, не буду говорить какие, пусть их назовут правоохранительные органы, производят продукцию, вообще не закупая молоко, — сказал “РГ” президент Ассоциации фермеров Украины Николай Миркевич. — А в прошлом году на совещании в аграрном министерстве заместитель министра говорил, что и пивзаводы ни одного килограмма хмеля не закупили, но пиво варят. То ли ментальность такая, то ли безнаказанность, но сегодня очень многие хотят только урвать, получить побольше прибыли, не думая ни о потребителе, ни о стране. Народ это понимает, вот и растет недоверие к магазинным продуктам в ярких упаковках. Сегодня все уже убедились, что и советская колбаса, и то молоко в стеклянных бутылках были лучше.
Недоверие к магазинным продуктам — одна из причин того, что молоко “прямо с фермы” ныне активно двинулось в города, минуя молокозаводы. Вторая причина, отметил Николай Миркевич, — фермерам и хозяйствам работать с молокозаводами экономически невыгодно не только из-за невысоких закупочных цен, но и потому, что приходится ждать, пока там завод выпустит продукцию, реализует ее и рассчитается за сданное ему молоко. В результате лишь около половины произведенного молока, констатировали на Всеукраинском молочном конгрессе 2011 года, поступает на переработку.
Еще недавно молоко с ферм продавалось в городах из цистерн, теперь его реализуют и через интернет-магазины, и просто по объявлениям в Интернете. А этим летом в столице появились и автоматы для продажи молока “прямо из-под коровы”, как выразился один из чиновников Киевской областной госадминистрации. То, что первый такой “молокобар” установили не где-нибудь, а перед облгосадминистрацией, явно свидетельствует: местная власть поддерживает такую форму продажи — мимо молокозаводов и магазинов.
Сейчас в Киеве уже десятки молочных автоматов. Их встречаешь на базарах, возле супермаркетов, на остановках транспорта. Это чудо техники охлаждает молоко.
Перемешивает его, дабы сливки не собирались вверху, и все покупатели получали продукт одинаковой жирности. Стоит один автомат от 15 до 25 тысяч евро. Разумеется, хозяйств, которые потянут такие затраты, немного, и ежедневный завоз накладен. Вот и возникают новые коммерческие посредники, которые предложили аграриям и “живые деньги”, и более выгодные условия, чем заведенная нынешним государством система сдачи молока.
Вроде бы и потребителю выгодно, ведь пришлись же ему по душе и автоматы, и те самые павильончики. Но! Покупателя-то в этой коммерческой игре снова обманули. Прикрывшись образцовым хозяйством, устроили образцовый обман с неизвестно чьими козами и неизвестно в каких условиях сделанным сыром, творогом, сметаной маслом.